Красный костел в Минске

Оцените статью? ;)
228 5 1

Краткая характеристика:

  • Месторасположение: ул.Советская
  • Год строительства: 1910 г.
  • Стиль:неоготика, неороманика

Фоторафии Вечернего Минска:

  • Красный костел
  • Окно-роза
  • Красный костел
  • Красный костел
  • Красный костел
  • Красный костел
  • Красный костел
  • Красный костел
 

В конце XIX века Минск насчитывал более 90 тысяч жителей. При этом пятую часть населения составляли католики, а в городе был один католический храм - бывший иезуитский, потом кафедральный Мариинский костел. Мариинский костел на Соборной площади (ныне пл. Свободы) не мог вместить всех желающих, а Златогорский стоял на окраине.

Мариинский костел

В 1897 году в Минскую городскую думу обратились горожане с просьбой выделить территорию на углу Петербургской и Коломенской улиц для возведения там нового храма. 25 августа того же года дума приняла постановление: " Отдать комитету по строительству участок земли, на котором находится деревянный склад, в аренду сроком на 99 лет, по 4 копейки за квадратный сажень". Однако этим планам не суждено было свершиться - Министерство внутренних дел запретило проведение работ. Строительство костела пришлось отложить. Вновь вернулись к проблеме в 1903 году. На этот раз прошение о возведении костела подписали более двух тысяч жителей, среди которых были известные и уважаемые горожане.

Начало строительства

Минская городская дума на очередном заседании определила предпочтительные территории для возведения нового костела. "В случае разрешения соответствующей властью строительства в городе Минске второго римско-католического костела, - говорилось в постановлении думы, - отвести под строительство костела необходимый участок городской земли на месте бывшего деревянного склада (угол Коломенской и Петербургской улиц) или на углу Захарьевской и Трубной улиц, принимая во внимание то, какой из этих участков более приспособлен для строительства".

Начало строительства костела Начало строительства костела

Наиболее подходящим оказался угол Захарьевской и Трубной улиц. Там и стали возводить Красный костел.

Главным вкладчиком и самым заинтересованным лицом в этом проекте был авторитетный дворянин, бывший член Государственного Совета по выбору, почетный мировой судья, председатель Минского общества сельского хозяйства, помещик со Слутчины - Эдуард (Эдвард) Войнилович. Он пожертвовал 100 тысяч рублей и стал непосредственно руководить стройкой. Костел назван "Во имя св. Симеона (Шимона) и св. Елены" не случайно - в память об умерших от болезней в юношеском возрасте двух детях Э. А. Войниловича.

Эдвард Войнилович

Кстати, могилы семейства Войниловичей находятся на Кальварийском кладбище. Сам Эдвард Войнилович умер в 1928 г., прожив последние 8 лет в польском городе Быдгощ, где и был похоронен. В июне 2006 г. его останки были перезахоронены в Красном костеле в Минске.

Эдвард и его жена Олимпия поставили условие, что будет принят проект, который они представят. Так появился проект архитектора из Варшавы Томаша Пояздерского, создавшего до этого монументальный костел в Ютрасине (на территории бывшей Пруссии). Вторым архитектором был Владислав Маркони.

Костел Св. Эльжбеты в Ютросине (Польша)

В ноябре 1910 г. костел осветил Минский декан, ксендз Витольд Чечот. А 21 декабря того же года костел открылся.

С северо-восточной стороны главного фасада расположена четырехгранная многоярусная башня с пологой двускатной крышей. Она и является доминантой всей композиции. Благодаря этой башне храм просматривается со многих точек города.

Четырехгранная многоярусная башня

Стену главного фасада и стены трансепта (трансепт - поперечный неф, пересекающий под прямым углом основные (продольные) нефы в крестообразных по плану зданиях) украшают большие круглые окна-розы.

Окно-роза

В новом минском костеле были витражи по мотивам белорусских народных художественных традиций, выполненные на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Алтарь сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган. На главной башне повешены три колокола: "Михаил" весом 2373 фунта, "Эдвард" - 1287 фунтов и "Симон" - 760 фунтов. Высота башни составляла 19 саженей (1 сажень=2,16 м), т.е., 41 м. Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей.

Интерьер храма

В комплексе с костелом построена каменная двухэтажная плебания, а вся территория огорожена железной оградой на каменном фундаменте с коваными воротами. Костел и плебания - памятники архитектуры с чертами неоготики и стиля модерн. Плебания построена в 1908 г, ее площадь составляла 224 кв. арш.

Плебания

После Октябрьской революции Красный костел был приспособлен под нужды Государственного польского театра БССР, перед Великой Отечественной войной там размещалась киностудия.

Во время Великой Отечественной войны фасад здания был поврежден. А после войны здание реконструировали и отдали под киностудию "Савецкая Беларусь".

Костел Святых Симеона и Елены

В 1975 г. здание перестроили под Дом кино. В нем размещалось два зала по 250 мест и музей кинематографии в самой высокой башне. Интересны витражи, выполненные группой художников под руководством Г. Ващенко.

В 1990 г. строение вернули костелу.

Чаша со святой водой при входе в храм

27 сентября 1996 г. кардиналом Казимиром Свентком была освящена установленная перед костелом бронзовая скульптурная композиция высотой 4,5 метра (скульптор И. Голубев), символизирующая победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронизывает копьем ощеренную пасть крылатого змея.

Архангел Михаил