- Главная
- Экскурсии
- Тур. объекты
- Верхний город
Верхний город
Оцените статью? ;)
13473
4
2
Краткая характеристика:
- Месторасположение: ул.Кирова, 1-2
- Год строительства: 1953 г.
- Стиль:неоклассицизм (сталинский ампир)
Содержание:
История
Площадь Свободы - знаменательное место, с которым связана история Минска и всей Беларуси на протяжении более 400 лет. Возникла она в начале XVI в. как административный, торговый и культурный центр города. До 1860-х годов называлась Верхний рынок, до 1917 г - Соборная площадь. Находится между улицами Энгельса, Интернациональной, Немигой, на возвышенном берегу реки Свислочь.

Минск получил самоуправление в 1499 г. К этому времени радиальное расширение городской территории вокруг Замчища исчерпало свои топографические и социальные перспективы. Высокая и удобная Троицкая гора тоже мало подходила для увеличения города, так как это было невыгодно с военно-стратегической точки зрения. Минск в таком случае разделялся бы рекой на две части, что сильно усложняло бы коммуникацию и оборону города во время военных действий и в случае осады. Поэтому территория Троицкой горы до начала XIX в. так и оставалась предместьем (пригородом).
Наиболее перспективным для развития города было юго-восточное направление, и прежде всего территория современной площади Свободы, расположенная на холмистой возвышенности и доминирующая над старым городом. Здесь и был сформирован новый городской центр.

Ратуша
В центральной части Минска на площади Свободы находится административное здание - Минская ратуша, построенная в 1582 году. Много веков она была символом борьбы жителей город с феодальным гнетом, а сегодня она – центр культурной жизни города. У стен ратуши выступают лучшие музыкальные коллективы, а в самой ратуше открываются Дни города.
История ратуши неразрывно связан с магдебургским правом, которое жаловал Минску 14 марта 1499 г. Великий князь Литовский Александр(1461-1506). Магдебургское право, возникшее в XIII веке в городе Магдебурге (отсюда и название), было направлено на регулирование положения и деятельности горожан в условиях феодального общества. Это право давало возможность создать магистрат – собственный распорядительный, судебный и исполнительный орган самоуправления, который ведал всей жизнью Минска. Главной магистрата великий князь назначал войта из числа крупных феодалов. Войт назначал или утверждал коллегию радцев 15-20 человек, которых избирали горожане. Магдебургское право избавляла жителей города от судей и власти воевод, от феодальных повинностей, от старост и других государственных лиц. В городе утверждались городской герб и знамя.

<Благодаря этому праву, магистрат Минска отстаивал город от феодальной администрации замка, произвола феодалов, противостоял росту частновладельческих юридик, войта. В тексте грамоты на магдебургское право было предложено построить в Минске ратушу для заседания магистрата с хлебными ларьками, постригальной камерой и лавками. Самое первое здание ратуши было построено из дерева в первой половине XYI века, но точное его местоположение неизвестно, т.к. археологи не нашли никаких его остатков. В 1582 году было построено новое, каменное здание ратуши, которое возвели в сквере посреди площади Свободы. В 1640 году во время пожара ратуша сильно пострадала. Ее вновь отстроили, и она приобрела выразительный архитектурный облик./p>
В конце XYIII века по проекту губернского архитектора Крамера здание обрело черты классицизма. Автор проекта полностью сохранил конструктивную основу старого здания, добавив портики с балконами, поэтому строительные работы завершились в 1797 году. На плане города 1793 г. ратуша изображена как 2-этажное сооружение с выступающей башней главного фасада, которую венчал сложный по форме купол. На фасаде ратуши находились колокол («звон») и часы. В ней заседал ратушный суд, и до наших дней сохранились единицы мера объема, веса, принятые в городе. С 1785 г. большую часть функций магистрата стала выполнять городская дума. Магдебургское право отменили в 1795 году, а в 1870 году положение в городе упразднило и сам магистрат. В первой половине XIX века в здании ратуши располагались музыкальная школа, суд, театр, архив, полиция и даже гауптвахта. В 1851 г. Минская городская дума приняла решение о сносе ратуши, т.к. она стесняла главную площадь города и закрывала вид соборной церкви, но только в 1857 году были выделены деньги на ее снос. Все это время бывшая резиденция городского магистрата пустовала.
Пpоект восстановления Минской ратуши много лет разрабатывался Сергеем Багласовым по крупицами, чтобы в точности воссоздать здание. Историки и археологи провели огромную работу, чтобы добыть точные сведения о виде здания. Были изучены архивы Минска, Вильнюса, Варшавы, Санкт-Петербурга , а также сведения археологических раскопок 1970-1980-х годов. Согласно сведениям археологических раскопок, было установлено, что стены здания ратуши возводили на пустом месте, используя технику мешаной кладки, окна были застеклены зелеными круглыми стеклами, вставленные в металлический переплет, крышу покрывала плоская черепица, которую позже заменили на волнистую. Также, были найдены остатки печи XVII в., которая была украшена кафелем с растительным орнаментом.
В 2002 году работы по восстановления ратуши начались, а в конце 2003г. здание было сдано в эксплуатацию. Ее восстановили на исторически достоверном месте, которое было определено археологическими раскопками. Внутреннюю планировку памятника полностью не копировали, но постарались сохранить ее наиболее ценные элементы. На втором этаже находится зал для совещания и приема почетных гостей, когда-то там располагался магистрат. На первом выставочные залы и экспозиции музея Минска, рассказывающие об истории и достопримечательностях города. В большом экспозиционном зале установлен макет исторического центра Минска начала 19 в. под стеклянным куполом.
Сквер, прилегающий к ратуше, также реконструировали, и теперь он выглядит как сто лет назад. Но в общем виде территории есть одно отличие – отсутствует памятник Александру II, который был снесен во время революции. По периметру сквера стоят скамейки в стиле ретро, чугунные фонари, пешеходные дорожки, через сквер проходят две овальные аллеи с высаженными пирамидальными тополями. 2004 год подарил жителям города восстановленный символ города. Торжественное открытие ратуши состоялось 4 ноября того же года.
Духовное наследие
Церковь Святого Духа
10 сентября 2011 года в г. Минске был открыт концертный зал детской филармонии «Верхний город» в здании воссозданной церкви Святого духа. Церковь Святого Духа в г. Минске была построена в 17 веке в стиле «северного возрождения» на территории Высокого рынка и входила в комплекс мужского и женского униатских монастырей. В 1795 году храм передали в ведение Православной церкви и он получил название Петропавловский кафедральный собор. Замечательный памятник ренессансной архитектуры в 19 веке перестраивали два раза, внешний и внутренний вид был изменен до неузнаваемости, горожане уже видели перед собой собор в псевдорусском стиле и ничего не напоминало им о прежней церкви 17 века.
В 1930 году собор был закрыт и разделил судьбу многих храмов: сначала использовался организацией по сбору зерна, а в 1937 году был разобран (по другим сведениям взорван). На протяжении 17-18 вв. в г. Минске был создан уникальный по композиционному и художественному решению городской центр, соответствующий всем канонам европейского стиля Возрождения. Он включал в себя большую прямоугольную площадь и основные монументальные здания г. Минска: ратуша, гостиный двор, костел иезуитов, церковь Святого духа.
Здания гостиного двора и костела иезуитов сохранились до наших дней и были отреставрированы, но здания ратуши и церкви Святого Духа давно исчезли с карты города. В 2002-2003 гг. воссоздали ратушу и для полного возрождения ансамбля не хватало только церкви Святого духа. В 2009 году началось воссоздание здания церкви в первоначальном виде середины 17 века. За основу взяли рисунок неизвестного художника первой половины 19 века, обмеры 1843 года, изображение фасада 1800 года. Так же было решено воссоздать галерею, соединяющую церковь и здание женского монастыря, которое сохранилось до сих пор (в нем распологается детская музыкальная школа).
Центральный зал украшают люстры и бра в стилистики 17 века из латуни с имитацией под бронзу, каждую из которых венчают птички. Люстры и бра были изготовлены по эскизам в г. Лида. Художественные витражи в оконных проемах и тамбуре входа сделаны с использованием большой палитры цветов и фактур. Витражи изготовлены на художественном комбинате в г. Минске. На стенах развешаны декоративные панно, три из которых в единой стилистики были созданы под заказ художником Владимиром Толстиком (одно в фойе напротив входа и два в центральном зале).
Базилианский монастырь
Коренастое двухэтажное здание бывшего монастыря униатского ордена базилианок является самым старым из сохранившихся в Минске – считается, что при его строительстве в 1640-х использовались как основа каменные стены и подвалы готических домов ХVI века.
Фундатором минского монастыря базилианок, насельницы которого занимались опекой нищих детей, был митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Антоний Селява. В своем завещании он даже просил похоронить его в крипте минской Свято-Духовой церкви. После пожара 1835 года комплекс минских базилианских монастырей – женского и соседнего мужского – был капитально перестроен. Тут прописалась православная духовная консистория, а со второй половины ХIX века дом стал жилым. Сейчас это детская музыкальная школа имени Глебова. Однако крестовые своды бывших келий явственно напоминают, что когда-то здесь размещался монастырь.
Костел Святого Иосифа
Костёл Святого Иосифа в Минске был возведён как часть монастыря бернардинцев в 1652 году. Монастырский комплекс и костёл вместе с ним неоднократно горел в пожарах, однако каждый раз заново отстраивался и реставрировался. После последней реставрации костёл приобрёл черты барокко. Костёл Святого Иосифа в Минске представляет собой трёхнефную безбашенную базилику. Интересен главный фасад здания – он имеет значительную выпуклость и на нём сосредоточены основные декоративные элементы. По бокам фасада имеется две ниши, в которых ранее располагались скульптуры. Над главным входом в костёл расположено большое трёхлепестковое окно.
В настоящее время в здании костела действует располагается архив научно-технической документации и архив литератур и искусства Беларуси.
В 1864 году за участие в восстании Кастуся Калиновского здание костела было конфисковано у церкви. Сам монастырь был упразднён. В 1983 году здание костёла Святого Иосифа в Минске было отреставрировано, а с 1992 года в нём располагается архив научно-технической документации и архив литератур и искусства Беларуси. Что касается монастыря, то до последнего времени сохранившиеся корпуса находились в распоряжении прокуратуры и военной комендатуры. Сегодня существуют планы по переоборудованию зданий монастыря и костёла Святого Иосифа под гостиничный комплекс.
Святодухов кафедральный собор
Собор Святого духа (Кафедральный) в Минске возведён в 1633-1642 гг. как часть католического монастырского комплекса бернардинок. В 1741 году бернардинский монастырь пострадал при пожаре, после чего реконструировался. А в 1852 году монастырь и вовсе был расформирован. С 1860 года прежний костёл стал православным храмом. В 1870 году храм был освящён во имя Святого Духа и при нём открыли мужской православный монастырь, который был упразднён только в 1922 году.
Архитектурное наследие
Гостиный двор
Сохранившееся до наших дней здание на площади Свободы, известное как Гостиный двор, свою историю начинает в XYIII веке, когда был заложен первый камень под его основание. Затем его реконструировал в стиле классицизма архитектор Ф. Крамер, и оно стало иметь прямоугольную форму и внутренний дворик.Здесь находились административные помещения, лавки, магазинчики и жилые комнаты. Приезжие могли разместиться в нем на ночлег, сытно поесть и хорошо отдохнуть.
"Гостиный двор наполнен лучшими магазинами, лавками и погребами… В подвальном этаже устроены галантерейные, москательные и фруктовые лавки; перед фруктовыми в прямой линии расставлены квадратные зеленые столы, на которых во всякое время года, особенно летом и осенью, найдете лимоны, апельсины, сливы и разных сортов яблоки и груши… Во втором этаже помещаются довольно богатые магазины, чайные, шелковые, суконные и вообще с красным товаром… В третьем этаже помещаются жилые комнаты", - писал в середине позапрошлого века П. Шпилевский. В то время останавливаться в такой гостинице могли позволить себе избранные: заезжие купцы первой гильдии, путешественники по Западной Европе, именитые артисты. Минский историк В.Н. Денисов считал бывший гостиный двор одним из интересных памятников архитектуры города. Его лицо менялось, как и архитектурные стили XYIII-XX веков. Хорошо сохранились элементы классицизма и более позднего стиля - модерна. У гостиного двора весьма богатая биография в более позднее время. Здесь находилось Минское отделение Азовско-Донского банка с правлением в Санкт-Петербурге. Оно открылось 1 августа 1908 г. Сам банк существовал с 1871 г. В начале 20 в. его основной капитал составлял 20 млн. рублей. В начале XX в. здесь был купеческий клуб, во время первой мировой войны - госпиталь и камерный театр. В 1914 г. в купеческом клубе выступал Владимир Маяковский. В 1917 г. здесь размещался областной исполнительный комитет Западного фронта, проходили совещания большевиков, конференции РСДРП. Не случайно дом называли "Минским Смольным".
Во время войны юго-восточная часть гостиного двора была превращена в руины прямым попаданием авиабомбы. Остальные уцелевшие здания на площади Свободы были заняты гитлеровцами. В них находилось СД-абвер, контрразведка. 15 февраля 1944 г. гитлеровцы приговорили здесь к смертной казни антифашиста Фрица Шменкеля. (Ему 14 февраля исполнилось 28 лет). Осенью 1941 г. ефрейтор Шменкель ушел из своей части и скрылся у смоленских партизан. В 1942 г. его приняли в партизанский отряд "Смерть фашизму". В 1943 г. ему за смелость, отвагу и боевые заслуги был вручен орден Красного Знамени. В конце декабря 1943 г. он как разведчик был направлен в тыл врага. При выполнении задания был схвачен фашистами.После войны весь комплекс на площади Свободы некоторое время занимал НКВД.В 1946 г. здесь находился зал бокса спортобщества "Динамо". Тренером был один из основателей школы белорусского бокса Владимир Коган (1920 - 1995 гг.), неоднократный победитель первенства БССР 1930 - 40-х годов.В первые дни 1946 г. (3 января) в угловом здании комплекса (там, где теперь казино "Адмирал") случился страшный пожар, в котором погибла молодежь, веселившаяся на новогоднем балу. До сих пор не раскрыта тайна этого пожара. Скорее всего, речь идет о диверсии затаившейся вражеской агентуры. Тогда на новогоднюю елку собрались лучшие представители интеллигенции и городской молодежи, в том числе и отличники минских школ. Поразительно, что все двери были закрыты. Молодежь прыгала со второго этажа и ломала себе руки и ноги. На этой трагической елке погибли более 100 человек. Хоронили останки людей в цинковых гробах. На Военном кладбище в Минске установлены памятники некоторым трагически погибшим в тот печальный день.
Торговые ряды
В конце XVIII века в Минске насчитывалось 95 каменных "крамаў". До наших дней сохранились лишь Торговые ряды в Верхнем городе. Они впервые упоминаются в 1817 году в так называемых "Визитах" - описях имущества монастыря бернардинцев. 200 лет назад ряды были составной частью "паркана" - монастырской ограды. Галерея из двенадцати "крамаў" (позже, к 1870-м годам, их стало 20) полукольцом обрамляла с юга бернардинский костел (сейчас тут размещены два национальных архива). В середине XIX века монастырские лавки сдавали внаем, они пользовались большим спросом среди минских купцов. Сохранились контракты о сдаче, в которых можно прочитать, что арендатор был обязан содержать в чистоте не только само помещение, но и мостовую на улице, а кроме того, еще и "караулить те лавки вместе с прочими арендаторами". В годы Великой Отечественной войны Торговые ряды сильно пострадали. Еще часть их была снесена на рубеже сороковых-пятидесятых, остальные приспособили под жилье. Из двадцати лавок к началу XXI в. более-менее сохранились лишь семь, но и они нуждались в реставрации. Завершить работы по воссозданию Торговых рядов планировалось в 2003 году.
В начале 2000-х отмечалось: "В Верхнем городе, рядом со Свято-Духовым кафедральным собором идет восстановление Торговых рядов - памятника архитектуры начала XIX века. Снаружи ряды ничем не будут отличаться от прообраза. А вот внутренняя планировка, как и содержание, будут изменены. Здесь, в частности, планируется разместить пивной ресторан.
Зондаж стен, обследование остатков фундамента и археологические раскопки дали основание датировать строение рубежом XVIII-XIX веков. Изучение старых планов Минска позволило более точно определить время строительства. Торговые ряды были построены, скорее всего, между 1809-1817 гг. Тем временем в итоге археологических исследований еще в 1980-х годах были обнаружены участки фундамента и кладка XVIII в., а еще ниже, более 3 метров от поверхности, неизвестная кирпичная стена XVII века. Вероятно, что "крамы" (или какие-то другие строения) в этом месте существовали и раньше, но не сохранились до XIX в. Новые торговые ряды строили на старых фундаментах". В настоящее время в бывших Торговых рядах находится ресторан "У ратуши".
Иезуитский коллегиум
Одним из последних этапов формирования иезуитского ансамбля стало сооружение нового здания коллегиума - учебного заведения. Известно, что минская резиденция была возведена в ранг коллегии в 1713 г. В 1733 г. обрушилась его деревянная часть, примыкавшая к костелу, и началась коренная реконструкция здания коллегиума. Почти полностью законченное здание сильно пострадало во время пожара 1738 г. К нему со стороны Койдановской улицы в 1745 - 1746 гг. было пристроено трехэтажное крыло, где разместились трапезная, кухня и другие службы. Наконец, в 1747 г. строительство здания коллегиума было завершено, а рядом с костелом в 1749 г. построено помещение для аптеки с лабораторией.
Сегодня на месте иезуитского коллегиума расположилась гимназия-колледж при Академии музыки.
Белорусская государственная академия музыки
Белорусская государственная академия музыки имеет 6 факультетов, 29 кафедр, аспирантуру, оперную студию, симфонический и камерный оркестры, академический хор, оркестр народных инструментов. Филиалы вуза есть в Могилеве, Гродно и Бресте. Первое здание справа - гостиница Поляка, позже - "Европа". Выступающее по фронту - минский городской театр (сейчас на его месте и месте, где прежде была расположена гостиница "Европа" построен современный отель с одноименным названием). На месте следующих за ним домов (дом Ляховских и дом Гавриловича в XIX веке) и находится современная Академия музыки.
Белорусская государственная академия музыки прежде носила название - Белорусская государственная консерватория им. А.В. Луначарского. Была основана в Минске и открыла свои двери 15 ноября 1932 г. До войны располагалась на улице Кирова. Современное здание для академии музыки (в 1992 году Белгосконсерватория была переименована в Белорусскую академию музыки) было построено на площади Свободы в 1958 г. по проекту архитектора Романа Гегарта (его основные работы в Минске - здание ГУМа, телевизионный центр на улице Коммунистической, жилые дома на улицах Кирова, Красной, Захарова, а также ресторан "Заславль").
Белорусская государственная академия музыки - крупнейший центр высшего музыкального образования. Здесь готовят музыкантов и певцов, дирижеров и композиторов, музыковедов. В 2000 г. Академии музыки присвоен статус ведущего высшего учебного заведения национальной системы образования в области музыкального искусства.
История Белорусской государственной академии музыки неразрывно связана с историей всей музыкальной культуры Беларуси XX столетия. Именно в консерватории в свое время зародились и начали творческую жизнь многие ныне прославленные организации и коллективы: Национальный академический театр оперы и балета, Государственный академический симфонический оркестр, Национальный академический народный оркестр имени Иосифа Жиновича, Государственная академическая хоровая капелла имени Григория Ширмы и другие.
Гостиница "Европа"
Отель «Европа» в Минске – это гостиница «с историей», некогда самое крупное гражданское сооружение дореволюционного Минска. Отрадно, что сегодня здание восстановлено и, как и сто лет назад, открыто для путешественников и гостей города.
Дореволюционная гостиница принадлежала богатому купеческому семейству Поляков. Этому минскому роду кроме гостиницы принадлежала банкирская контора, несколько фанерных заводов, строительная фирма, хлебное, шерстяное, лесное производства. Гостиницей управлял Вениамин Поляк, который с 1890-х годов был известен также и как торговец колониальными товарами.
В середине 19 века к северо-восточной части гостиницы был пристроен трехэтажный корпус, в 1884 году после пожара гостиница была реконструирована. В результате Минск увидел шикарную трёхэтажную гостиницу «Европа». Однако уже в 1908 году гостиница была вновь перестроена. На этот раз она стала шестиэтажной, выполненной в стиле модерн, богато украшенной декоративными элементами.
Позиционировала себя новая гостиница как лучший отель всего Северо-Западного края. Да и неспроста, гостинице было чем гордиться: первоклассный ресторан Саулевича, книжный магазин Фрумкина (в конце 19 – начале 20 века – самый крупный в городе), читальный зал, дамская и мужские парикмахерские. И 130 шикарных номеров, причём в каждом – телефон, ванна, рукомойник, центральное водяное отопление и электрическое освещение. Но самой главной «диковинкой» был лифт – тогда единственный в городе.
После революции судьба гостиницы была печальной. В 1918-1920ые годы в здании ресторана гостиницы располагалась столовая, а в самом отеле – интернат. В 1925 году в здании была открыта центральная гостиница Минкомхоза. Правда, состояние гостиницы оставляло желать лучшего. Среди прочих жалоб постояльцев особенно ужасными кажутся жалобы на крыс и клопов, живущих в большинстве номеров.
Гостиница «Европа» в Минске была полностью уничтожена в 1941 году во время одной из бомбардировок города. И только в 2004 году было принято решение о её восстановлении в дореволюционном виде. И уже в 2007 году гостиница «Европа» вновь распахнула свои двери для гостей города. Правда, современный облик города лишь частично повторяет образ прежнего здания. Так, современный отель «Европа» на один этаж выше своего прародителя и шире на длину здания Минского городского театра, располагавшегося ранее между гостиницей и современной Академией музыки.
Cкульптурные композиции
Городские весы
Скульптура представляет собой сценку из жизни ориентировочно XVI-XVII веков, когда купец мог принести войту перевесить купленный товар, если сомневался в честности продавшего, – в Ратуше как раз и размещались городские весы, эталон европейской метрической системы. Существовали такие весы только в городах с Магдебургским правом, которое Минск получил в 1499 году.
Войт с ключами древнего города
Скульптура войта (главы магистрата) на площади Свободы, аккурат напротив главного входа в ратушу, привлекает внимание минчан и не только. У войта в руках - ключ от города и королевская грамота. У ног войта - план Минска 16 века.
Скамья им. Михала Клеофаса Огинского
Несколько лет назад на площади Свободы появилась еще одна уникальная достопримечательность — музыкальная скамья, установленная в канун празднования 250-летнего юбилея великого государственного и общественного деятеля, знаменитого композитора Михала Клеофаса Огинского.
Музыкальную скамью установили в Верхнем городе, на площади Свободы. Место установки было выбрано неслучайно. С одной стороны, это дань европейским традициям, которые существуют в Варшаве и Риге, где в исторических центрах установлены музыкальные скамьи Шопена. С другой стороны, на месте современного фонтана у Свято-Духова кафедрального собора вплоть до 1995 года находился не менее уникальный жилой дом №19-21. Это бывший малый гостиный двор, памятник архитектуры республиканского значения, который вот уже 20 лет как существует только на исторических фото, а также в памяти горожан и его бывших жильцов.
Творческий диалог композитора и драматурга
В Верхнем городе установили скульптурную композицию «Жители Минска XIX века: композитор Станислав Монюшко и драматург Винцент Дунин-Марцинкевич — создатели белорусской национальной оперы». Авторы композиции — Лев и Сергей Гумилевские. Станислав Монюшко и Винцент Дунин-Марцинкевич — авторы первой белорусской оперы. Скульптура изображает драматурга, зачитывающего фрагменты либретто, композитор слушает его и в это время у него рождается музыка.
Интересно знать
Подземные переходы
Под сквером проходили подземные ходы, есть даже примерная схема их расположения. Когда-то они связывали храмы и монастыри Верхнего города между собой. Особенно бурно шло строительство культовых сооружений в XVIII веке, когда центр города облюбовали доминиканцы, францисканцы, иезуиты... В это время доминирующими конфессиями на наших землях являлись униатство и католичество, близкие друг другу религиозные течения. Связь между собой, очевидно, поддерживали и последователи тех или иных культов. В том числе и с помощью подземных ходов. Некоторые направления тоннелей, их предполагаемые входы известны. Остальные ждут своего часа.
Призрак Ратуши
Некоторые минчане уверяют, что вместе с ратушей вернулись и ее призраки. Легенда, основанная на реальных событиях, утверждает, что в 1760 году в ратушном дворе был расстрелян шляхтич Михал Володкович — авантюрист и забияка, храбрый воин и пьяница, любитель женщин и дуэлянт.
Однажды он захотел стать членом Минского магистрата, однако горожане не хотели допускать к власти. Тогда Михал обратился за помощью к своему родственнику, известному магнату Каролю Радзивиллу по прозвищу Пане Коханку. Тот приехал в Минск со своими солдатами, вошел в магистрат и быстро решил проблему.
Новая должность только на короткое время изменила поведение Михала. Уверенный в своей безнаказанности и покровительстве влиятельного магната, Володкович продолжал бесчинствовать. Ксендз Облочинский стал критиковать его за недостойное поведение. Разгневанный шляхтич решил отомстить ксендзу. Во время очередной службы в костеле он устроил на площади Высокого рынка «бесовское гулянье». Стараниями Володковича во время очередной службы в храме рядом с костелом оказались пляшущие и поющие цыгане, дрессированные медведи из Сморгонской «медвежьей академии», прыгающие обезьяны. Посреди площади стоял воз, на возе — бочка с вином. На бочке сидел Михал и приглашал всех бесплатно отведать напитка. «Нешта звінела, бубнела, мэкала, трубіла, пішчэла, смяялася самымі незвычайнымі галасамі», — так описывали это событие очевидцы. Таких и даже более взбалмошных поступков было множество.
Сосед Володковича, у которого дебошир отобрал родительский надел, подал на него в суд… и Володковича осудили. После оглашения приговора, Михал набросился с саблей ,а трибунал, ранил одного из депутатов и со страшными ругательствами отрубил часть статуи Христа… По дороге домой он разогнал похороны с монахами-доминиканцами, побил окна в домах трибунальцев. Чаша терпения переполнилась. 12 февраля 1760 года Володковича схватили и практически без суда и следствия приговорили к расстрелу.
Михал не верил, что его осмеляться казнить, даже когда ксендз Облочинский пришел его исповедать. Считая, что его разыгрывают, каяться он отказался. Сразу после этого Михала вывели в парк возле ратуши и расстреляли.
Через некоторое время в ратуше стал появляться призрак Володковича, искавший своих обидчиков, чтобы отомстить за свою смерть.Когда ратушу снесли, исчез и призрак. А сейчас, когда ее восстановили, поговаривают, что и призрак появился вновь…
Увидеть эту
достопримечательность:
20378
5
29758
5