Кафедральный собор Святого Духа

Оцените статью? ;)
8376 4 1

Содержание:

 

Фотографии Кафедрального собора Святого Духа:

 

  • Кафедральный собор Святого Духа
  • Кафедральный собор Святого Духа
  • Кафедральный собор Святого Духа
  • Кафедральный собор Святого Духа
  • Кафедральный собор Святого Духа
 

История

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский. Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней улице Кирилла и Мефодия (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от Соборной площади (пл. Свободы) к нижнему рынку (пл. 8 Марта).

Вид с проспекта Машерова. Снято в 1964 г. Фото Иванова Н.А.

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.

Вид собора в начале ХХ века

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила. Теперь Свято-Духовая церковь - Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия - чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

Чудотворная икона Божией Матери

Икона Минской Божьей Матери

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Чудотворная икона Божией Матери

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по "необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет" (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в - Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века. А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко–католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630–е годы из камня, разрушенном в 1936–м и восстановленном в 2011–м, концертный зал «Верхний город»).

Чудотворная икона Божией Матери

В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена». Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде. В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502–й.

Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско–белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году. В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко–католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.

Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья. В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795–м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945–го хранится в Свято–Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии). Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».

Изображение Богоматери на главном фронтоне Кафедрального собора

А Вы знали, что...

Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо–Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина. Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой, про подвиги которой не так давно был снят фильм. Её нетленное тело можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

Православная святая София Слуцкая

В Минском Свято-Духовом кафедральном соборе у северной стены стоит богато украшенная резная рака с мощами святой. Над ней—светлый и кроткий лик святой. Цепочкой подходят туда люди, чтобы помолиться и попросить заступничества, преисполниться верой, терпением и надеждой в своих невзгодах, поблагодарить за радость и счастливое разрешение своих проблем. И мало кто из них знает, что эта женщина при жизни имела отношение к славному роду Радзивиллов.

Рака с мощами святой

София Слуцкая

Софья Слуцкая родилась в 1585 году в семье Юрия Олельковича и Катажины из рода Кишко. Богатым и влиятельным было тогда принадлежащее отцу и его трем братьям Слуцкое княжество, но видно злой рок постепенно обрел на вымирание этот род. Через несколько лет один за другим умирают родители Софьи, так и не прижив еще детей, и а еще спустя несколько лет и ее опекуны—дядьки Ян Сымон и Александр. После этих событий Софья остается самой богатой сиротой во всем княжестве, а заодно и самой богатой невестой, хотя ей не исполнилось еще и десяти. Очередным ее опекуном становится родственник, жмудский староста Юрий Ходкевич, который и присматривает невесте будущего мужа, заодно по-хозяйски распоряжаясь ее богатствами. В этом время, молодая девушка, предоставленная самой себе начинает увлекаться религией, Святыми книгами, долгими беседами со священниками. Злые языки поговаривали, что православные отцы, понимая будущее влияние Софьи, стремились всячески расположить ее в пользу православия, тем более, что католичество в те времена набирало обороты, все более вытесняя православную веру из ВКЛ. Но на сей счет не существует однозначного мнения.

София Слуцкая

Князь Януш Радзивилл

Тем временем, для Софьи нашелся жених—молодой и красивый князь Януш Радзивилл (1579-1620), старший сын известного в те времена гетмана Великого Литовского и Воеводы Виленского Кшыштофа Радзивилла, которому современники дали прозвище Перун. Последний заключил контракт с уже с Иеронимом Ходкевичем, что после свадьбы, если Софья добровольно пожелает выйти замуж за Януша, Радзивилы получают слуцкое княжество, Ходкевичи же освобождаются от отчета по расходам сумм из приданного Софьи. Свадьба была назначена на 6 февраля 1600 г., в Вильно в доме Ходкевичей. Князь Януш Радзивилл И все бы хорошо, но между «партнерами» вышла размолвка. Кто-то из исследователей утверждает, что к тому времени долги Ходкевичей перед Радзивиллами превысили размер приданного, кто-то говорит о том, что они не поделили одно либо несколько имений, однако вчерашние приятели стали врагами. Тем более, что по контракту, сторона, препятствующая свадьбе должна будет выплатить штраф в 100 000 коп литовский грошей. Обе стороны обращаются в трибунал, который решает дело в пользу Радзивиллов (не потому ли, что маршалком трибунала был Ежи Радзивлл?). Ходкевичей по суду обязывают отдать невесту Радзивиллам, а в случае упорства, даже угрожают пожизненным изгнанием из страны. Оскорбленный Иероним забирает Софью и с верными людьми затворяется в своей виленском замке, с намерением противостоять решению суда силами своих воинов. Услыхав об этом, опытный полководец Кшиштоф Радзивилл Перун собирает шеститысячное войско под началом трех сыновей легендарного Константина Острожского и приводит его под стены Вильна. У Иеронима в свою очередь, военная крепость, около двух с половиной тысяч воинов и десятки пушек. Не желая вмешиваться в междоусобные разборки магнатов, население города покидает Вильно, а униатский митрополит Ипатий Потей пишет письмо настоятелю Слуцкого православного монастыря Исаю Соболевскому с просьбой молиться за благополучное разрешение конфликта и за то, чтобы «те два дома могучих с миром и хвалою Божьей и к радости всех христиан пристойно разъехались». Король направляет в Вильно четырех сенаторов с королевскими письмами, которые смогли выиграть время, пока горячность магнатов не остыла. Кровопролитие удалось избежать, Радзивилл Перун отводит свои войска за город и начинаются длительные переговоры с привлечением королевских вельмож, дипломатов, хитрых авантюристов, духовенства и даже Папы Римского, ведь Софья была православной, а Януш—кальвинистом.

Кшиштоф Радзивилл Перун

Все кончилось благополучно, и в октябре 1600 года Радзивилл получил в жены Софью, Слуцкое и Копыльское княжество с семью городами и крепостями, десятки фольварков. В свою очередь Софья, все это время проводившая в молитвах и беседах с православными священниками, попросила мужа принудительно не насаждать в этих владениях иную веру кроме православной. «Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…». Януш согласился исполнить, и к его чести сказать, исполнил эту просьбу—на века Слуцкое княжество являлось оплотом православной веры. Помогала этому и сама княгиня Софья Радзивилл, всегда заботясь о материальном обеспечении монастырей, церквей и причтов, щедро жертвовала на храмы Божии, собственноручно изготавливала дорогие, вышитые золотом и серебром священнические облачения, выделяла средства на строительство церквей. Как паломница путешествовала высокоименитая братчица в самые отдаленные храмы в дни храмовых праздников. Вот только Бог отмерил ей недолгую жизнь. Произведя на свет двух детей, умерших в детстве, 19 марта 1612 года, княгиня Софья скончалась при родах. Ребенок тоже не выжил. Похоронили княгиню Софью в Слуцке, в семейной усыпальнице Олельковичей в Спасской церкви.

Рака с мощами белорусской святой

Церковные историки отмечают, что практически сразу после смерти Софья стала почитаться в народе, как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Мощи оказались нетленными, на гробнице происходили чудеса. В 1848 г. крестный ход с мощами святой спас город от холеры. «Простой православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Случчине. Так, согласно ее пророчеству в Слуцке, на Юрьевской улице не случилось ни одного пожара. Когда были открыты нетленные мощи святой, то крестный ход с ними не раз спасал город от эпидемий и других бедствий. Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом, в 18-том веке, была составлена книга: «Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны, мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре нетленно почивающей». После войны 1941-1945 гг., 3 апреля 1984 года православная церковь официально канонизировала княгиню Софью, причислив ее к лику блаженных.

Святая София Слуцкая
Увидеть эту достопримечательность: