Экскурсия в Рубежевичи из Минска
Внимание!
Компания Лимбери оказывает экскурсионное обслуживание для организованных групп людей и индивидуальных туристов
Это означает, что мы не продаем билеты
Краткая информация:
Тип экскурсии: историко-краеведческая
Вид экскурсии: транспортная (с выходом на осмотр объектов)
Продолжительность: 6 часов
Протяженность маршрута: 120 км
Маршрут: г.Минск - д.Рубежевичи- г.Минск
Цены на экскурсию
(стоимость указана в белорусских рублях)
Маршрут экскурсии
Сегодня Рубежевичи являются агрогородком, где проживают около 230 человек. А сейчас представьте себе, пожалуйста, что пять столетий назад, в XVII веке в тогдашнем местечке Рубежевичи проживало примерно 2000 человек. И это неудивительно. Ведь Рубежевичи были известны с XIII-XIV вв. Известно, что в середине XVI века здесь проходила литовская граница из-под Бреста через Минск, Новогрудок, до Двины и псковских владений. Именно здесь была окраина Литвы, названная по-славянски "рубеж", отсюда, вероятнее всего, и происходит название местечка Рубежевичи.

3 причины побывать в Рубежевичах

Любителям народной медицины и лекарственных трав будет интересно и полезно посетить, а также приобрести какой-нибудь травяной сбор в самой известной фитоаптеке Беларуси. А еще желающие, могут попасть на прием к врачу, физиотерапевту Анатолию Григорьеву.
Еврейское кладбище было восстановлено студентами колледжа Сиена, штат Нью — Йорк, США под руководством доктора Майкла Лозмана в 2008 году.

А еще через местечко Рубежевичи проходил с XIV века древний путь, за которым закрепилось историческое название Старо-Виленский шлях, или Стара-Віленскі гасцінец. Шлях вел из современной беларуской столицы - города Минска - в древнюю столицу Беларуси - Вильню - столицу Великого Княжества Литовского. Проезжая беларуские местечки с колоритными названиями, вас ждет увлекательное знакомство с историей и бытом этого края.

Для Беларуси XVIII-XIX веков характерно такое явление, как появление нового типа поселений - местечки. Местечки - это переходный тип от города в деревню. Начиная с XVIII века Рубежевичи выступали как типовое рыночно-ремесленное местечко. Проживали здесь разного рода мастера: кузнецы, ткачи, кожевенники, колесники, плотники... В центре, на площади, в назначенные дни проводились здесь большие ярмарки - кірмашы. Приезжали торговцы и ремесленники из Вильни, Лиды, Минска.
Были в Рубежевичах, как и принадлежит местечку, костел, синагона и церковь. К слову, синагоги было две: зимняя и летняя. Несмотря на свое древнее происхождение Рубежевичи не получили статус города. Новые дороги на Вильню и Брест прошли мимо местечка. Про бывшую славу местечка, про шумные рубежевицкие ярмарки напоминают сейчас деревянные, со следами штукатурки "торговые домики" на высоких каменных фундаментах. На главной брусчатой улице можно заметить древние каменные приступки, где стояли когда-то еврейские торговые магазинчики.

Тот самый рубеж...
Старожилы Рубежевичей помнят еще время, когда эти земли были "под Польшей". В истории Польши беларуские земли, входившие в состав Польши в течение целых 18 лет, получили название "крэсы ўсходнія", т.е. восточные окраины Польского государства. Дело в том, что по Рижскому мирному договору, подписанному в марте 1921 года, современная территория Беларуси была разделена на Западную и Восточную. Западная часть отошла Польше, Восточная стала частью Советской Беларуси, первоначально состоящей из 6 уездов Минской губернии. С 1921 по 1939 годы, в том числе и Рубежевичи, входили в состав Польского государства. За это время сложился свой уклад жизни людей, проживающих в Польше. Нельзя расценивать положительные и отрицательные стороны этого события в жизни Западной Беларуси.

Костел Святого Иосифа
Храм построен в начале XX века (1906-1910 гг.) в стиле неоготики. Для этого архитектурного стиля - неоготики - характерно использование кирпича, витражных окон и фресок. В случае Рубежевичского храма костел построен из цемента и обложен каменными плитами. Высота костела - 45 метров, фундамент – 6 метров в глубину и 4 в ширину. На башнях расположено два колокола 1925-1939 гг. Строительством костёла руководил ксендз Юзеф Скаковский, освятил храм бискуп Зигмунд Лозинский в 1921 году. Костел освящен в честь Святого Иосифа, мужа Пресвятой Девы Марии, покровителя всех трудящихся. Святого Иосифа часто называют Иосифом Обручником, который является для всех христиан образцом терпения, выносливости и трудолюбия.

Необычна история, предшествующая постройке храма. Местный житель Антонио Тур был человеком очень набожным и просто горел идеей построить в Рубежевичах католический храм. Три раза он ходил в Петербург с прошением на разрешение построить костел. На что неизменно получал отказ. В 1866 году Антонио привёз на песчаный холм, где планировал построить храм, огромный камень. На камне он написал: "Здесь будет построен католический костел". За эту инициативу Антонио Тур был обвинён старостой и православным батюшкой и сослан с семьёй в Сибирь на 12 лет. Пробыл он там 7 лет, потом был отпущён по амнистии. В 1905 году Антонио Тур вернулся в Рубежевичи и принёс-таки от царя разрешение на строительство римско-католического костёла в Рубежевичах. Единственным условием постройки было то, что построить храм нужно было за четыре года. В 1906 году начались строительные работы. На стройке каждый день работало около 100 человек, 50 каменотёсов, 6 конных кранов, бочки с молочным раствором и др. Средства на строительство собирались со всех близлежащих деревень. Известно, что на строительство этого храма поступали пожертвования даже из Америки.

Автором проекта был некто пан Пильх из Ломжи (Польша). Архитекторами планировалось создать очень изысканный храм с 11 башнями, но пришлось упростить проект из-за нехватки времени и возвести всего две башни. Тем не менее, величественные башни костела, созданного в неоготическом стиле, восхищают и сегодня. Пророческий «камень Тура» и сегодня лежит около стены костёла с 1866 года. Каменное ограждение сделано в 1924 году.

Внутри храма расположен орган (15 голосов, 820 трубок), привезённый из Вильни в 1928 году. В храме находится икона Матери Божией Остробрамской, подаренная храму матерью Янки Купалы Бенигной Волосевич. К слову, все предки Янки Купалы по материнской линии похоронены на кладбище в Рубежевичах.
Парк камней
Невдалеке от костела расположился Парк камней, открытый летом 2006 года. Построен парк на средства прихожан. Он представляет собой 46 камней разной величины и размеров. 46 камней - это 46 деревень, которые относятся к приходу костела Святого Иосифа. Парк камней построен в память о людях, которые жили в Рубежевичах и строили костёл святого Иосифа. Каждый камень – это люди, семьи, судьбы. Каждый камень – это хроника деревень и ее жителей, которые помогали не только духовно, но и морально, главным образом - своими молитвами - строить костёл и всегда поддерживали и поддерживают жизнь при костёле.

Еврейское кладбище
Рядом с костелом - захоронения жертв немецко-фашистских захватчиков расположено еврейское кладбище. 360 евреев были отведены в лесополосу и жестоко убиты. Эту дорогу назвали «Шлях смутку». Установленный в лесу памятник - это символ жестокости и не человечности. Он был построен Белкиным Михаилом Абрамовичем, выжившим жителем местечка Рубежевичи и его семьей.

Фитоаптека №1 в Беларуси и не только...
Фитоаптека существует с 1875 года, но известность она получила только в 1946 году, когда её возглавил Станислав Вилькоцкий. Он был доктором, знатоком лекарственных трав и просто любителем народной медицины. Станислав Вилькоцкий на протяжении всей жизни собирал рецепты травяных сборов, покупал и перекупал редкую литературу по фитотерапии.
В 1960-х гг. в Советском союзе после широкого распространения антибиотиков и гормональных средств фитотерапия официально была признана «бесперспективной». Сверх того, тех, кто занимался лечебными травами всерьёз, зачастую обвиняли в знахарстве и чуть ли не в колдовстве. Это привело к тому, что в 1970-х гг. на территории бывшего СССР осталось всего три фитоаптеки: в украинском Львове, литовском Вильнюсе и беларуских Рубежевичах.

В 1975 году Станислав Вилькоцкий по состоянию здоровья вынужден был уйти на покой, и несколько лет аптека находилась без постоянного заведующего, так как вновь прибывшие специалисты не выдерживали больше полугода. Но с появлением Анатолия Ивановича Григорьева всё изменилось. Он продолжил дело Станислава Вилькоцкого на все 100%. Сейчас он не только консультирует посетителей, но и ищет новые книги по фитотерапии, составляет новые травяные сборы, даёт рекомендации о совместимости сборов с медикаментами.
Чудо-лекарь, или врач от Бога
Об этом человеке в Беларуси, да и за ее пределами, слагают едва ли не легенды. Чудо-лекарь, знахарь, волшебник, травник… Такими эпитетами называют его благодарные пациенты. Говорят, что Анатолий Григорьев подбирает для каждого пациента такие травяные сборы, которые просто творят чудеса. В день к чудо-лекарю приезжает около ста человек, причем не только из Беларуси, а из России, Украины, Прибалтики, других стран, даже из Люксембурга!

Кроме фитосборов, сотрудники аптеки делают также натуральные мази, настойки и многое другое. Все травы в фитоаптеке заготавливаются самостоятельно и закупаются у местного населения. Главным условием при этом является то, что травы должны быть местные, белорусские, а не привезенные из-за границы.
